вторник, 9 августа 2016 г.

артефакт-провокатор


Когда я ехала на лекцию Сергея Борисова о режиссуре документального кино, сдержанный интерес к теме перемежался с раздражением от бесконечных пробок и чисто женским желанием «скинуть наконец эти танкетки». Не подумайте, что я вдруг решила удариться в режиссуру или так уж фанатею от документальщины, нет. Просто заняться в понедельник вечером мне было решительно нечем, а медиапонедельники на ВДНХ, как и летние деньки, скоро заканчиваются. С лекции я выходила, покачиваясь от новообретенного багажа разрозненных фактов. К примеру, если вы намереваетесь написать сценарий, обязательно используйте шрифт courier new. В сценарную заявку не забудьте включить логлайн (слоган фильма, короткая формулировка, идея, message). Удобный телевизионный формат для серии вашего фильма – 26 и 52 минуты. Ещё мне понравилось киношное словосочетание «артефакт-провокатор». Звучит загадочно и немного по-бельевому, а на самом деле это всего лишь ситуация, образ или предмет, который вскроет правду о вашем герое. К примеру, в начале фильма персонаж разглагольствует про моральный долг, а потом ему в руки неожиданно попадает письмо с просьбой о помощи. Предмет, то есть письмо, и есть тот самый артефакт-провокатор. Эта ситуация мгновенно вскроет карты вашего персонажа, ведь говорить, как известно, мы все умеем, а подтвердить слова действиями могут только настоящие герои. Думаю, лекция о режиссуре зацепила меня только благодаря лектору. Очень уж образно Сергей мыслит, это мне понравилось. К примеру, лейтмотив фильма он описывал как коржи в наполеоне. Сгущенка, то есть основные сцены, то есть самое вкусное, нужно чем-то связывать, для этого есть коржи, то есть связка, то есть лейтмотив. Очень просто, очень понятно.
В общем, смотрела я на лектора, слушала, с какой отдачей, с каким упоением человек рассказывает о своей работе, и думала о смысле жизни. Думала весь вечер, думала во сне, а сегодня проснулась, и снова начала думать. Наверное, когда люди говорят о призвании, они подразумевают этакий смысл жизни длиною в жизнь. Каждый находит себе собственный смысл. Для женщин им часто становится реализация в семье, особенно через детей. Это очень удобный смысл. Во-первых, при хорошем раскладе, он может занять тебя на всю жизнь. Во-вторых, он одобрен обществом. В-третьих, занятие семейными делами отлично оправдывает отсутствие личностного роста и развития. «Я не могла читать книжки, мне нужно было детей на ноги поставить». Этакая чисто русская жертвенность, на которую все понимающе кивают головами. С другой стороны, под словом «призвание» обычно подразумевает некое занятие, которое получается делать особенно хорошо, плюс оно полностью занимает мысли и время человека. Интересно поразмыслить об этом в ключе заменимости любого человека. Если говорить про бесчисленных маэстро, которые жили, живут и будут жить на этой планете, честное слово, незаменимых нет. Ну не бывает такого, что всего один человек на свете снимает фильмы одного-единственного жанра и больше никто, никто, абсолютно никто, ничего подобного не делает. То же с живописью, с литературой, с творчеством любого рода. Если говорить про тех людей, под именами которых идёт наш общечеловеческий прогресс, тут ещё более спорно. Иногда мне кажется, что на гениев в нашем мире открыта кредитная линия. Не через Энштейна, так через Эпшвейна пришло бы человечеству новое знание, если уж время его настало. То, что некий конкретный гений, в силу обстоятельств, не был рожден, или не «вызрел», вряд ли сильно расстраивает вселенную. Думаю, у этой старушки всегда есть страховка. Не через этого человека, так через другого, со схожими исходными, она выплюнет необходимое знание. Как в популярном мультяшном сюжете про поимки суррикатов. Ударяешь молотком по одной норке, из другой выскакивает. Это обнадёживает человечество в целом, однако подвергает сомнению самореализацию и прочую окололичностную фигню. Незаменимых нет – и в чём тогдасмысл признания, в чём смысл смысла, которым мы так старательно наделяем своё существование? И ладно ещё люди, которые хорошо делают свою работу, пусть делают дальше. А все псевдо-маэстро? Петухи, которые пускают пыль в глаза всему миру, и это прокатывает? К примеру, спортивным комментаторам с гнусавыми голосами уготована отдельная жаровня в аду. Люди, которые сами никогда, слышите, ни-ког-да не висели в воздухе на кольцах, своими  мерзкими голосами умудряются всю жизнь комментировать чемпионаты по гимнастике. И искренне думать, что у них классно получается. Как вчера сказал Сергей Борисов: «Если можешь не снимать – не снимай.» 
Делать только то, чего НЕ делать ты НЕ можешь. В этом суть. 


Размышляя о смысле жизни, я много думала о тех прожженных реалистах, в мире которых совсем нет места философии. Мне так интересно, как это? Не задумываться, ничего не наделять смыслом. Чем тогда защищаться? Каким щитом? Как жить? Как пережить? Когда ешь невкусную еду или общаешься с невкусным человеком? Когда живешь с нелюбимым или любишь не ту? Не представляю себе, как бы мне удалось остаться в здравом рассудке, если бы не выстроенный вокруг моего сознания философский замок, наполненный причинами и объяснениями, придуманными и истинными. Один из знакомых мне реалистов недавно описывал своё защитное состояние. Он сказал, что пустует, чтобы защититься от негатива. Другой мой знакомый также использует этот термин. Тот пустует, когда не знает, что делать дальше. Говорит, подобное состояние характеризуется бездельем и бесцельем. Интересно, что оба человека – мужчины. Интересно также, что один из них стопроцентный реалист, который закатывает глаза при любом моём щебетании о вселенных и намерениях, а второй вроде как в теме. Хочется сделать вывод, что женщины используют философию и размышления для защиты от негативных факторов, в то время как мужчины предпочитают абстрагироваться и пустовать, но не буду. Вряд ли жизненная механика связана с гендером. Глупо переносить собственный образ мыслей на всех подряд женщин. Глупо судить обо всех мужчинах по двум моим знакомым. В отсутствие занятия, которое я могла бы назвать «признанием», охарактеризовать смысл жизни однозначно я не могу. Он у меня такой, преходящий. Иногда мне кажется, что самое главное в жизни – это выстройка гармонии внутри себя. Иногда – взаимоотношения с людьми. В моменты сильной усталости смыслом становится «добраться до японца и посидеть в тишине». В некоторые периоды жизни смыслом становился другой человек. Сейчас я абсолютно центрирована на себе, и в этом вижу смысл.
В общем, попытка вновь размотать этот гигантский клубок мыслей о смысле жизни мне понравилась. Знаете, когда покупаешь билет на Remote Moscow, помимо обычных данных, нужно заполнить строку с вопросом о смысле жизни. Месяц назад я усмехнулась и бодро написала: «Смысл жизни – это осмысленность. В океанах пустоты.» Мне понравилось, как эти слова сложились в голове. Мне понравилось ощущение фатальности. Оно всегда порождает во мне умиротворение и спокойствие. Главное – понимать, что ты делаешь, наделять свои действия смыслом (пусть и преходящим), то есть жить осмысленно. Не расстраиваться и не впадать в уныние. Ну не стану я писательницей, так станет кто-то другой. От этой мысли нужно не мучиться, а радоваться! Во вселенском масштабе личная реализация вообще не имеет решающего голоса, йаар. Одна моя знакомая фея, когда покупала билет на Remote, написала: «Смысл жизни – увидеть, что будет дальше.» Чем вам не смысл? Отжечь, хоть из любопытства! Короче, расслабьтесь и сходите за кофе. Кто знает, может эта чашка станет поворотным артефактом-провокатором в вашем сюжете. Или не станет. 
Посмотрим же, что дальше! 




Комментариев нет:

Отправить комментарий