пятница, 23 сентября 2016 г.

Хроники Майя

-Пусть Хэмингуэй позвонит нам и извинится.

Мэтью Квик, «Мой парень – псих»
Одно из самых любимых моих занятий – раскручивать цепочку мыслей до той, с которой всё началось. Поразительно, как крошечный информационный вброс приводит к масштабным размышлениям на самые отстранённые темы. Так, начав день с трейлера нового фильма, я закончила его думами о природе иллюзий, в которые погружен наш мир. Вот как это было.
Моё отношение к любому из искусств – сильно потребительское. Нравится/не нравится, цепляет/не цепляет. Какой-то общий набор предпочтений, конечно, сформирован, но я, совершенно точно, не ценитель и не критик. Мне нравится Дженнифер Лоуренс. Пожалуй, это единственная актриса, на фильм с участием которой я иду в обязательном порядке. Со дня выхода первых Голодных игр и по сей день что-то в ней меня цепляет. Внешность, манера игры, непохожесть. Описать чётко, почему я тащусь от госпожи Лоуренс, не представляется мне возможным. Вчера вышел трейлер нового фильма с её участием, называется он «Авалон», выйдет не скоро. Я планирую сорвать с этой картины двойной куш – помимо женщины, на которую мне нравится смотреть, ещё и жанр космический, как я люблю. Задумалась над названием. Авалон. Пошла гуглить. Начиталась про короля Артура, про рыцарей круглого стола, про древние английские аббатства. По легенде, король Артур был перезахоронен на мифическом острове Авалон (в переводе с кельтского – «остров яблок»), на котором находят покой души героев, недостаточно хороших для рая и недостаточно плохих для ада. Пока искала подробности и варианты легенды, наткнулась на «Хроники Амбера», фантастическую сагу американского писателя Роберта Желязны. Действие одного из романов также происходит на этом острове. В детстве я очень любила фантастику в целом, а научную фантастику - в особенности. До вчерашнего дня мне казалось, если я и не читала кого-то из фантастов, уж точно о нём знаю. Тот факт, что про г-на Желязны я даже не слышала, возмутил меня. Следующие полчаса я была занята розыском «Хроник» по всем известным мне книжным и около-книжным сайтам, нашла букинистический сборник девяносто первого года, изданный в Грузии. Удивилась. Заказала. Решительно настроилась прочесть все девять романов перед выходом фильма. Подумала про то, как славно в наше время живётся интровертам. Можно вообще ни с кем не общаться, сидишь себе да строчишь в поисковик запросы.
Вечером решила пересмотреть любимый фильм с Лоуренс, который в российский прокат вышел под названием «Мой парень – псих». С переводом, конечно, облажались. В оригинале название красиво заигрывает со словами – «Silver linings playbook”. Фильм снят по мотивам романа Мэтью Квика, в сюжете которого есть устойчивая отсылка на словосочетание «Every cloud has a silver lining». На английском это выражение символизирует надежду и веру в лучшее. Перевод на русский столь же далёк от изначального варианта, как Гавайи, скажем, от Ростова. Главный герой часто смотрит на небо, наблюдает за облаками, во всём видит символы удачи (особенно в небесных просветах) и отчаянно зациклен на собственных иллюзиях. Книгу я не читала, но судя по выдержкам и цитатам, переводчики-горемыки решительно теряют смысл в каждом пассаже, завязанном на поговорке. Ну да ладно. Фильм всё же о двух сумасшедших. Но, Боже, как они хороши! Герой Бредли Купера проводит ночь за романом Хэмингуэя, после чего, с возгласом “What the fuck?” выбрасывает томик в окно, разбивая его. Он возмущён тем, что в школьной программе присутствуют произведения с таким трагичным финалом. Бредли недоволен не только Хэмингуэем, но и, к примеру, Фицджеральдом. Безвыходность и трагизм –пороки, которые он не хочет видеть в этом мире. И я, и я не хочу! Герои Лоуренс и Купера доводят до абсурда многие качества, которые есть в каждом из нас. Например, знаки. Я тоже верю в маячки, которые подсказывают направление. В фильме же внимание к знакам становится одержимостью. Это сумасшествие, впрочем, такое … иллюзорное! Мы смотрим на мир исходя из тысяч предустановленных настроек, как бы изнутри себя. Пациенты психиатрических лечебниц живут в своём собственном мире, который мы не понимаем. Всё дело в иллюзорности понятий, в установках и законах, которые веками вели человечество определенной дорогой. Если говорить об иллюзиях каждого из нас в частности, я думаю, они целиком и полностью зависят от уровня развития. «Он изменится», «От меня ничего не зависит», «Она меня любит». Наш мозг хочет так думать, вот мы и обманываемся. Этап простых самообманов я вроде бы прошла. Теперь набор иллюзий во мне мутирует, становится сложнее, как будто немного склоняясь к тому, что в обществе принято называть сумасшествием. К примеру, я отследила искреннюю убежденность в том, что могу саму себя, изнутри, объективно оценивать. Отслеживать свои чувства, мысли, слова и давать им честную оценку. Эта иллюзия сформировалась на фоне отсутствия в моей жизни критики. Никто мне ничего поперёк не говорит, я варюсь в очень комфортном людском бульоне. Друзья и родители меня любят и молчат. Коллеги умеют складно лицемерить. Никакого здравого фидбека. И тут прилетел один. Я сначала напряглась. Потом начала раскручивать комментарий в своей голове и поняла, что даже не задумывалась о наличии такого весомого брёвнышка в собственном глазу! Очередная иллюзия пала. А сколько их ещё! А сколько людей так и живут, не задумываясь вовсе? Сидят в бассейне заблуждений, в которых сами себя и убедили? За этим потоком мыслей незаметно наступила ночь. Я лежала в постели, не дыша, и присматривалась к теням своей души. Думала о том, что остров этот мифический –  не остров вовсе. Наша планета – тот самый Авалон. Мы – герои, которым и в аду не гореть, и до рая мы не дотягиваем. Этакие герои-куклы. Они ходят, говорят, рожают новых кукол, а вместе с этим тонут в море собственных иллюзий. 
Тонут, думая при этом, что живут.





Комментариев нет:

Отправить комментарий