-Пусть Хэмингуэй
позвонит нам и извинится.
Мэтью Квик, «Мой
парень – псих»
Одно из самых любимых
моих занятий – раскручивать цепочку мыслей до той, с которой всё началось.
Поразительно, как крошечный информационный вброс приводит к масштабным
размышлениям на самые отстранённые темы. Так, начав день с трейлера нового
фильма, я закончила его думами о природе иллюзий, в которые погружен
наш мир. Вот как это было.
Моё отношение к
любому из искусств – сильно потребительское. Нравится/не нравится, цепляет/не
цепляет. Какой-то общий набор предпочтений, конечно, сформирован, но я,
совершенно точно, не ценитель и не критик. Мне нравится Дженнифер Лоуренс.
Пожалуй, это единственная актриса, на фильм с участием которой я иду в
обязательном порядке. Со дня выхода первых Голодных игр и по сей день что-то в
ней меня цепляет. Внешность, манера игры, непохожесть. Описать чётко, почему я
тащусь от госпожи Лоуренс, не представляется мне возможным. Вчера вышел трейлер
нового фильма с её участием, называется он «Авалон», выйдет не скоро. Я
планирую сорвать с этой картины двойной куш – помимо женщины, на которую мне нравится
смотреть, ещё и жанр космический, как я
люблю. Задумалась над названием. Авалон.
Пошла гуглить. Начиталась про короля Артура, про рыцарей круглого стола, про
древние английские аббатства. По легенде, король Артур был перезахоронен на
мифическом острове Авалон (в переводе с кельтского – «остров яблок»), на
котором находят покой души героев, недостаточно хороших для рая и недостаточно
плохих для ада. Пока искала подробности и варианты легенды, наткнулась на
«Хроники Амбера», фантастическую сагу американского писателя Роберта Желязны.
Действие одного из романов также происходит на этом острове. В детстве я очень
любила фантастику в целом, а научную фантастику - в особенности. До вчерашнего дня мне казалось,
если я и не читала кого-то из фантастов, уж точно о нём знаю. Тот факт, что про
г-на Желязны я даже не слышала, возмутил меня. Следующие полчаса я была занята розыском «Хроник» по всем известным мне книжным и около-книжным сайтам, нашла букинистический сборник девяносто первого года, изданный в Грузии. Удивилась.
Заказала. Решительно настроилась прочесть все девять романов перед выходом
фильма. Подумала про то, как славно в наше время живётся интровертам. Можно
вообще ни с кем не общаться, сидишь себе да строчишь в поисковик запросы.
Вечером решила
пересмотреть любимый фильм с Лоуренс, который в российский прокат вышел под
названием «Мой парень – псих». С переводом, конечно, облажались. В оригинале
название красиво заигрывает со словами – «Silver linings playbook”. Фильм снят по мотивам романа Мэтью
Квика, в сюжете которого есть устойчивая отсылка на словосочетание «Every cloud has a silver lining». На английском это выражение символизирует надежду и веру в лучшее. Перевод на русский столь
же далёк от изначального варианта, как Гавайи, скажем, от Ростова. Главный
герой часто смотрит на небо, наблюдает за облаками, во всём видит символы удачи
(особенно в небесных просветах) и отчаянно зациклен на собственных иллюзиях.
Книгу я не читала, но судя по выдержкам и цитатам, переводчики-горемыки решительно теряют смысл в каждом пассаже,
завязанном на поговорке. Ну да ладно. Фильм всё же о двух сумасшедших. Но,
Боже, как они хороши! Герой Бредли Купера проводит ночь за романом
Хэмингуэя, после чего, с возгласом “What the fuck?” выбрасывает томик в окно, разбивая его. Он
возмущён тем, что в школьной программе присутствуют произведения с таким
трагичным финалом. Бредли недоволен не только Хэмингуэем, но и, к примеру,
Фицджеральдом. Безвыходность и трагизм –пороки, которые он не хочет видеть в
этом мире. И я, и я не хочу! Герои
Лоуренс и Купера доводят до абсурда многие качества, которые есть в каждом из
нас. Например, знаки. Я тоже верю в маячки, которые подсказывают направление. В
фильме же внимание к знакам становится одержимостью. Это сумасшествие, впрочем,
такое … иллюзорное! Мы смотрим на мир
исходя из тысяч предустановленных настроек,
как бы изнутри себя. Пациенты психиатрических лечебниц живут в своём
собственном мире, который мы не понимаем. Всё дело в иллюзорности
понятий, в установках и законах, которые веками вели человечество определенной
дорогой. Если говорить об иллюзиях каждого из нас в частности, я думаю, они
целиком и полностью зависят от уровня развития. «Он изменится», «От меня ничего
не зависит», «Она меня любит». Наш мозг хочет
так думать, вот мы и обманываемся. Этап простых самообманов я вроде бы прошла. Теперь набор иллюзий во мне мутирует,
становится сложнее, как будто немного склоняясь к тому, что в обществе принято
называть сумасшествием. К примеру, я отследила искреннюю убежденность в том,
что могу саму себя, изнутри, объективно оценивать. Отслеживать свои чувства,
мысли, слова и давать им честную оценку.
Эта иллюзия сформировалась на фоне отсутствия в моей жизни критики. Никто мне
ничего поперёк не говорит, я варюсь в очень комфортном
людском бульоне. Друзья и родители меня любят и молчат. Коллеги умеют складно
лицемерить. Никакого здравого фидбека. И тут прилетел один. Я сначала
напряглась. Потом начала раскручивать комментарий в своей голове и поняла, что
даже не задумывалась о наличии такого весомого брёвнышка в собственном глазу!
Очередная иллюзия пала. А сколько их ещё! А сколько людей так и живут, не
задумываясь вовсе? Сидят в бассейне заблуждений, в которых сами себя и убедили?
За этим потоком мыслей незаметно наступила ночь. Я лежала в постели, не дыша, и присматривалась к теням своей души. Думала о том, что остров этот мифический – не остров вовсе. Наша планета – тот самый Авалон. Мы – герои,
которым и в аду не гореть, и до рая мы не дотягиваем. Этакие герои-куклы. Они ходят,
говорят, рожают новых кукол, а вместе с этим тонут в море собственных иллюзий.
Тонут, думая при этом, что
живут.
Комментариев нет:
Отправить комментарий