среда, 13 января 2016 г.

штиль после шторма



 На днях поняла, что читать «Шантарам» после «Атлант расправил плечи» было провальной затеей, во всяком случае в моей Вселенной. В Атланте меня очень привлекли образы главных героев, но в мужчинах Шантарама больше жизни, больше колорита, больше человечности. В Атланте я влюбилась  в главную героиню и без конца примеряла её на себя, но в Шантараме главная героиня не только ближе мне по духу, у неё ещё  и глаза зелёные (*падаю в обморок от восторга*). Атлант затянут, Шантарам обладает идеальным по моим меркам литературным размером. Сюжет в Атланте кое-где проваливается, в Шантараме он идеально выверен. Философия Атланта интересна, но политична (я не большой фанат политики), философия Шантарама жизненна и эзотерична одновременно, короче, всё, как я люблю. Шантарам заставляет пересмотреть свои взгляды на человечество в целом, заставляет перестать судить людей по поступкам, открывает глаза на сущность каждой души в частности. Ах, и идеально ложится на мой нынешний настрой, это, пожалуй, главное.

Сегодня в рабочем и-мейле я прочла фразу «упустить из вида» и задумалась над ней. Кстати, автор письма уверенно и регулярно пишет с ошибками – люди, пользуйтесь автокорректом что ли, я даже не знаю, как вам ещё помочь с грамматикой и пунктуацией. Это же рабочие письма. Так вот, как часто мы что-то «упускаем из вида»? Не хотим видеть то, что бросается в глаза, не слышим слов, не читаем писем. Выхватываем из контекста фразы, которые ничего не значат, а значимые слова пропускаем мимо ушей. Все вокруг что-то говорят, ты сидишь в самой гуще событий и ничего не замечаешь– знакомо такое состояние? Мне кажется, чтобы ничего не упускать из вида, нужно культивировать проницательность. А для этого, без вариантов, придётся замолкнуть. Перестать трындеть. Меньше говорить и больше созерцать. Редко встретишь проницательных болтунов, ну и я, соответственно, никогда не отличалась этим качеством. Однако так уж получилось, что ещё в том году я впала в какое-то очень спокойное, равновесное состояние, и до сих пор пребываю в нём. Не знаю, как вообще такое нетипичное состояние нашло меня и поглотило. Подобного спокойствия я, скажем так, никогда в жизни не испытывала. Обычно либо драйв и запал, либо любовь, либо расстройство, либо шквал эмоций, короче, бесконечное движение в душе. Но сейчас вдруг хоп – и качели остановились, ни плюса, ни минуса. Нейтралка, мотор работает, а движения нет. Как будто я дрейфую в очень тёплом бассейне, сверху припекает солнце, в руке прохладный коктейль, и так день за днём, неделя за неделей. Ах, и тишина вокруг, чуть не забыла. Я молчу не потому, что мне нечего сказать. Просто не понимаю, зачем что-то говорить. Я меньше смеюсь и меньше болтаю. Со стороны, наверное, кажется, что у меня настроения нет или что-то случилось. На самом деле наоборот, баланс найден, штиль после шторма. Я осталась наедине со своим внутренним миром, да и с внешним тоже, один на один. В этом состоянии начинаешь смотреть по сторонам и разом всё понимаешь. Мотивы человеческих поступков, смысл всех слов и взглядов. Видишь искренность и лицемерие, правду и ложь, причину и следствие. Мне кажется, будто каждому прохожему я смотрю в душу, и ничто не ускользает от меня. Эта проницательность – от молчания. Если бы мне нужно было сказать только тысячу слов, известная болтушка Мари и сотни не набрала бы. Наверное, хорошие психологи всегда такие, как я сейчас. Немного мёртвые, зато очень проницательные. Я даже побаиваюсь того момента, когда меня прорвёт наконец и я стану прежней. Для этого, видимо, придётся влюбиться. Надеюсь, наблюдательность задержится хоть в дальнем углу моей души и будет оттуда стрелять глазками, а когда мне опять захочется болтать с кем-нибудь до рассвета, я больше никогда и ничего не упущу

— Ты знаешь анекдот про скорпиона и лягушку? Про то, как лягушка соглашается перевезти скорпиона через реку, взяв с него обещание не жалить ее?
— Ну да. На середине реки скорпион жалит-таки лягушку, и когда она спрашивает, зачем он это сделал, — ведь теперь они оба погибнут, — он отвечает, пожав плечами: «Уж такое я дерьмо. Против собственной природы не попрешь»



Грегори Дэвид Робертс, «Шантарам»





Комментариев нет:

Отправить комментарий