На днях поняла,
что читать «Шантарам» после «Атлант расправил плечи» было провальной затеей, во
всяком случае в моей Вселенной. В Атланте меня очень привлекли образы главных
героев, но в мужчинах Шантарама больше жизни, больше колорита, больше
человечности. В Атланте я влюбилась в
главную героиню и без конца примеряла её на себя, но в Шантараме главная
героиня не только ближе мне по духу, у неё ещё и глаза зелёные (*падаю в обморок от восторга*).
Атлант затянут, Шантарам обладает идеальным по моим меркам литературным размером.
Сюжет в Атланте кое-где проваливается, в Шантараме он идеально выверен. Философия
Атланта интересна, но политична (я не большой фанат политики), философия
Шантарама жизненна и эзотерична одновременно, короче, всё, как я люблю. Шантарам
заставляет пересмотреть свои взгляды на человечество в целом, заставляет
перестать судить людей по поступкам, открывает глаза на сущность каждой души в
частности. Ах, и идеально ложится на мой нынешний настрой, это, пожалуй, главное.
Сегодня в рабочем
и-мейле я прочла фразу «упустить из вида» и задумалась над ней. Кстати, автор
письма уверенно и регулярно пишет с ошибками – люди, пользуйтесь автокорректом
что ли, я даже не знаю, как вам ещё помочь с грамматикой и пунктуацией. Это же рабочие письма. Так вот, как часто мы
что-то «упускаем из вида»? Не хотим видеть то, что бросается в глаза, не слышим
слов, не читаем писем. Выхватываем из контекста фразы, которые ничего не значат,
а значимые слова пропускаем мимо
ушей. Все вокруг что-то говорят, ты сидишь в самой гуще событий и ничего не замечаешь–
знакомо такое состояние? Мне кажется, чтобы ничего не упускать из вида, нужно культивировать
проницательность. А для этого, без
вариантов, придётся замолкнуть. Перестать трындеть. Меньше говорить и больше созерцать.
Редко встретишь проницательных болтунов, ну и я, соответственно, никогда не
отличалась этим качеством. Однако так уж получилось, что ещё в том году я впала
в какое-то очень спокойное, равновесное состояние, и до сих пор пребываю в нём.
Не знаю, как вообще такое нетипичное состояние нашло меня и поглотило. Подобного спокойствия я,
скажем так, никогда в жизни не испытывала. Обычно либо драйв и запал, либо
любовь, либо расстройство, либо шквал эмоций, короче, бесконечное движение в
душе. Но сейчас вдруг хоп – и качели остановились, ни плюса, ни минуса.
Нейтралка, мотор работает, а движения нет. Как будто я дрейфую в очень тёплом
бассейне, сверху припекает солнце, в руке прохладный коктейль, и так день за
днём, неделя за неделей. Ах, и тишина вокруг, чуть не забыла. Я молчу не
потому, что мне нечего сказать. Просто не понимаю, зачем что-то говорить. Я
меньше смеюсь и меньше болтаю. Со стороны, наверное, кажется, что у меня
настроения нет или что-то случилось. На самом деле наоборот, баланс найден,
штиль после шторма. Я осталась наедине со своим внутренним миром, да и с внешним тоже,
один на один. В этом состоянии начинаешь смотреть по сторонам и разом всё
понимаешь. Мотивы человеческих поступков, смысл всех слов и взглядов. Видишь
искренность и лицемерие, правду и ложь, причину и следствие. Мне кажется, будто
каждому прохожему я смотрю в душу, и ничто не ускользает от меня. Эта
проницательность – от молчания. Если бы мне нужно было сказать только тысячу
слов, известная болтушка Мари и сотни не набрала бы. Наверное, хорошие
психологи всегда такие, как я сейчас. Немного мёртвые, зато очень
проницательные. Я даже побаиваюсь того момента, когда меня прорвёт наконец и я
стану прежней. Для этого, видимо, придётся влюбиться. Надеюсь, наблюдательность задержится
хоть в дальнем углу моей души и будет оттуда стрелять глазками, а когда мне
опять захочется болтать с кем-нибудь до рассвета, я больше никогда и ничего не упущу.
— Ты знаешь анекдот про скорпиона и лягушку? Про
то, как лягушка соглашается перевезти скорпиона через реку, взяв с него обещание
не жалить ее?
— Ну да. На середине реки скорпион жалит-таки лягушку, и когда она спрашивает,
зачем он это сделал, — ведь теперь они оба погибнут, — он отвечает, пожав
плечами: «Уж такое я дерьмо. Против собственной природы не попрешь»
Грегори Дэвид Робертс, «Шантарам»
Комментариев нет:
Отправить комментарий