четверг, 28 января 2016 г.

круговорот любви


А лучше бы была река. Ведь правильно передавать любовь дальше, детям и внукам, множить её в своей запруде и отправлять вниз по течению. Вместо этого мир погрязает в бесконечном круговороте любви. Если все эти около-эмоции вообще могут стоять рядом со словом «любовь», конечно. Отовсюду к тебе лезут люди. Любой человек может подъехать на хромой козе в соцсетях. И боже упаси впустить тиндер в свою жизнь. Все сходятся, расходятся, выясняют отношения, бросаются из стороны в сторону, вместо того, чтобы жить спокойно, работать, рожать детей, строить дом. Мы несёмся за успехом во всех сферах жизни, как ополоумевшие, и всё время ужасно спешим. Не первый раз я слышу фразу: «будь лучшей версией себя». А какая это, лучшая версия? Круто было бы заглянуть в параллельные миры и посмотреть, каким бы ты стал, если бы изменил свою цепочку решений. Но мы никогда не узнаем, проигрываем ли свой лучший сценарий или вообще идём по наихудшему пути. Я люблю делить этот мир на черное и белое. Мне легко понять, что хорошо, а что плохо. Но иногда я задумываюсь, как относительно всё, что нас окружает, и мне становится страшно. Вот живёт Пётр, в жизни всего добился, деньги, власть, имущество, и он доволен собой, он прошёл такой длинный путь! А может, работать нужно было не над тем, и идти не туда, и не деньги зарабатывать, а изучать судоходное дело. И где-то в параллельной вселенной живёт, оказывается, лучшая его версия, не Петя бизнесмен, а Пётр Второй, так-то.


Ещё мне кажется, что та «версия себя», которую мы проигрываем в нашей жизни, очень зависит от того, с кем мы играем. С каждым из своих мужчин я раскрывалась совершенно по-разному. Партнёр, которого мы выбираем для того, чтобы прожить совместный сценарий, нужен нам не для стабильности и не для зачатия детей. Он нужен нам для развития. Для того, чтобы тянуться друг за другом вверх. То, куда две личности придут в конце своего пути, полностью зависит от нас самих и друг от друга. Я знаю точно, что в одних отношениях я научилась бы бороться со своими страхами, а в других – стала бы отличной хозяйкой. Какая версия была бы лучше – никто не скажет, да и я не знаю. То, какими людьми мы себя окружаем, формирует нас такими, какие мы есть. Одна подруга учит меня терпению и спокойствию, другая – рассудительности, третья – деятельности. Я без устали добираю от своего окружения то, чего не хватает внутри. И это люди, с которыми я даже не живу! А тот мужчина, с которым мы пойдем одной дорогой? Тот, с которым я буду много лет засыпать и просыпаться вместе, делить свои переживания и мысли? Каким он будет? Чему я научусь от него и что сама сумею рассказать? Проиграем ли мы лучший сценарий вместе или один забуксует и не пойдёт дальше, как это часто бывает? Я верю в лучшее, верю в то, что мы построим дом и что в наших беседах родится много истин. Верю в то, что наша любовь будет похожа на реку, а не на круговорот, и что мы станем лучшими учителями нашим детям. А, ну и найдёмся в этой вселенной как-нибудь без тиндера. 
Аминь.




среда, 20 января 2016 г.

Инженерия – это лотерея (с)


Уж не знаю, когда начались эти подвижки в моём мозгу типичного гуманитария. Может, причиной являются несколько лет жизни с инженером и с его инженерным мышлением. Может, работа в сфере тяжелого перерабатывающего оборудования и бесконечные офисные разговоры о технических решениях, чертежах и производственных линиях. А может, природная любознательность на фоне общей праздности и безделья. Как бы то ни было, в последние годы меня часто терзает простой вопрос: «Как это устроено технически?». Если вы вдруг не гуманитарий, удивитесь. Обычно в моей голове роятся размышления о жизни, философии, книгах, стиле. Я прокручиваю диалоги с людьми или планы на вечер/год/жизнь. Иногда я сочетаю разные цвета и перекладываю их на одежду и интерьеры. Эмпатия, рефлексия, приливы, отливы. Короче, всё подряд, кроме точных наук. Как-то подруга скинула мне фотографии наших лекций по матанализу, и я спросила у неё: «Мы что, учили китайский?». Прошли годы, и тут на тебе, «как это устроено технически?». Конечно, в этот момент все остальные мысли в панике разлетаются. Я остаюсь наедине с темой, которую мой мозг в силах понять исключительно после серии терпеливых и медленных (ключевое слово) объяснений человека, который очень хорошо разбирается в интересующем меня вопросе. На той неделе мне приспичило выяснить, как и откуда в автомобиле считывается скорость. Мимоходом я изучила устройство полного привода. И ещё типы двигателей и варианты их развала. Посмотрела интерактивную схему работы карданного вала. И доооолго мучала одного нового знакомого, пытаясь разобраться в видах дифференциалов. Но тут нужно ещё поработать, ибо на этом моменте у меня вскипел мозг. Но ТАК интересно было разбираться и думать в сторону, противоположную от обычного течения твоих мыслей!


Вчера была на лекции инженера-строителя Айрата Багаутдинова. В этом человеке сочетается деятельность, юмор и любовь к столице. Боже, это идеальный инженер, ибо он ещё и не зануда. Человек создал проект «Москва глазами инженера», и кажется, я новый завсегдатай. Беседа была про то, как передвигали, переносили и перевозили дома в Москве. Инженерное решение – улёт! Старые мосты столицы в начале века стали первыми транспортными развязками, и дома часто мешали расширению этих «магистралей». Кстати, мосты в Москве тоже двигали. Последний вот при Лужкове, не просто передвигали, а сплавляли вниз по Москве-реке. Аж на два километра. Передвижки, кстати, были экономически оправданными. В среднем переезд дома стоил 30% от строительства нового дома. Дома переезжали вместе с жильцами, никаких недовольств не было зафиксировано ни в печати, ни в периодике. О, чувствуете, гуманитарное мышление рвётся из клетки, социальные аспекты пошли. Айрат, кстати, удивился вчера подобным вопросам. Он про инженерию, а наши граждане сразу давай закидывать его мол «а что жильцы», «а мэрию в рабочие часы перевозили или в выходной». В общем, та малая часть меня, которая сдвинулась вдруг в сторону техники, вчера была довольна. Обычная же моя часть, конечно, насладилась ч/б карточками Сталинских высоток, а также оценила, кто в чём был. Моя новоиспеченная инженерная сущность и старое философское ядро вместе выплыли со Стрелки Красного Октября и сложились в одну Мари. Я поймала языком пару снежинок, откопала своего японца (электромеханическая муфта, межосевого дифференциала нет), включила старый трек Гуфа и всю дорогу думала, как сильно я люблю свою Москву и как мне повезло родиться именно здесь. Логическая цепочка гуманитария на этом замкнулась. Занавес, финал, аплодисменты. 


пятница, 15 января 2016 г.

азимут красоты


Вот интересно – как так получается, что моё мнение об этом мире меняется ровно с той же скоростью, с которой меняется сам мир? Я ведь не думаю сутки напролёт «мнение, что ли, своё поменять?». Но смотря назад, появляется ощущение, что мой мозг – это пластилин, из которого мир лепит что-то своё. Вот, к примеру, красота. В 90ые идеалом красоты была высокая, худая, белая девушка. Точка. Вариантов не было, и мне тоже казалось - это эталон, абсолют и азимут женской красоты. Сейчас всем нравится не стандарт. Девушка подстриглась под ёжик – тренд. Девушка с разным цветом глаз – тренд. Манекенщица 38го европейского на подиуме – тренд. Не могу сказать, что я бездумно вовлекаюсь в этот круговорот событий и перемен. Я не поддерживаю истерию о трансгендерах и прочих меньшинствах. Бог даст, никогда по собственной воле не расстанусь с копной на голове.  Но… В 16м я пускаю слюни на ДжиДжи Хадид и считаю её идеалом. Как так получилось, что эта обычная пухлогубая малышка теперь для меня эталон красоты? Сколько нужно было перечитать модных журналов, пролистать статей, просмотреть картинок, чтобы моё мнение изменилось? А менялось бы оно, если бы не было масс-медиа? Вряд ли, удалив инстаграм с телефона, я опустошила бы свой мозг. Но как бы менялось моё мнение, если бы на него ничто извне не влияло – непонятно. Да и потом, в порыве юношеского максимализма мне казалось, что я вообще не подвержена общественному мнению. Однако, против течения я не иду совсем. Что тогда наполняет мой мозг? Почему в 18 мне нравилось одно, а в 25 нравится другое, и почему именно к этому мнению меня привёл мой путь развития? Насколько я похожа на всех вокруг? У ДжиДжи 12 миллионов подписчиков.  Двенадцать. Миллионов. Значит ли это, что я такая же, как все? Выкроена по тому же шаблону, живу по тому же паттерну, что и полмира, и работаю без конца лишь над образом уникальности своей вселенной? Или симпатия к популярной модельке и акцент на собственные губы - лишь крошечная грань моей личности, а все увлечения в целом действительно дополняют один большой пазл внутреннего мира, и тут уж точно - я одна такая? Если человек следует трендам не слепо, а выборочно, его всё же можно называть жертвой моды? Или подобных жертв – целая армия, полчище брендовых дев, и их реально пол-Москвы? Пойду что ли посмотрю, что там в Детройте представили новенького, может, какая-нибудь форма фар в который раз перевернёт мой мир. И мир миллиардов таких, как я, заодно.

среда, 13 января 2016 г.

штиль после шторма



 На днях поняла, что читать «Шантарам» после «Атлант расправил плечи» было провальной затеей, во всяком случае в моей Вселенной. В Атланте меня очень привлекли образы главных героев, но в мужчинах Шантарама больше жизни, больше колорита, больше человечности. В Атланте я влюбилась  в главную героиню и без конца примеряла её на себя, но в Шантараме главная героиня не только ближе мне по духу, у неё ещё  и глаза зелёные (*падаю в обморок от восторга*). Атлант затянут, Шантарам обладает идеальным по моим меркам литературным размером. Сюжет в Атланте кое-где проваливается, в Шантараме он идеально выверен. Философия Атланта интересна, но политична (я не большой фанат политики), философия Шантарама жизненна и эзотерична одновременно, короче, всё, как я люблю. Шантарам заставляет пересмотреть свои взгляды на человечество в целом, заставляет перестать судить людей по поступкам, открывает глаза на сущность каждой души в частности. Ах, и идеально ложится на мой нынешний настрой, это, пожалуй, главное.

Сегодня в рабочем и-мейле я прочла фразу «упустить из вида» и задумалась над ней. Кстати, автор письма уверенно и регулярно пишет с ошибками – люди, пользуйтесь автокорректом что ли, я даже не знаю, как вам ещё помочь с грамматикой и пунктуацией. Это же рабочие письма. Так вот, как часто мы что-то «упускаем из вида»? Не хотим видеть то, что бросается в глаза, не слышим слов, не читаем писем. Выхватываем из контекста фразы, которые ничего не значат, а значимые слова пропускаем мимо ушей. Все вокруг что-то говорят, ты сидишь в самой гуще событий и ничего не замечаешь– знакомо такое состояние? Мне кажется, чтобы ничего не упускать из вида, нужно культивировать проницательность. А для этого, без вариантов, придётся замолкнуть. Перестать трындеть. Меньше говорить и больше созерцать. Редко встретишь проницательных болтунов, ну и я, соответственно, никогда не отличалась этим качеством. Однако так уж получилось, что ещё в том году я впала в какое-то очень спокойное, равновесное состояние, и до сих пор пребываю в нём. Не знаю, как вообще такое нетипичное состояние нашло меня и поглотило. Подобного спокойствия я, скажем так, никогда в жизни не испытывала. Обычно либо драйв и запал, либо любовь, либо расстройство, либо шквал эмоций, короче, бесконечное движение в душе. Но сейчас вдруг хоп – и качели остановились, ни плюса, ни минуса. Нейтралка, мотор работает, а движения нет. Как будто я дрейфую в очень тёплом бассейне, сверху припекает солнце, в руке прохладный коктейль, и так день за днём, неделя за неделей. Ах, и тишина вокруг, чуть не забыла. Я молчу не потому, что мне нечего сказать. Просто не понимаю, зачем что-то говорить. Я меньше смеюсь и меньше болтаю. Со стороны, наверное, кажется, что у меня настроения нет или что-то случилось. На самом деле наоборот, баланс найден, штиль после шторма. Я осталась наедине со своим внутренним миром, да и с внешним тоже, один на один. В этом состоянии начинаешь смотреть по сторонам и разом всё понимаешь. Мотивы человеческих поступков, смысл всех слов и взглядов. Видишь искренность и лицемерие, правду и ложь, причину и следствие. Мне кажется, будто каждому прохожему я смотрю в душу, и ничто не ускользает от меня. Эта проницательность – от молчания. Если бы мне нужно было сказать только тысячу слов, известная болтушка Мари и сотни не набрала бы. Наверное, хорошие психологи всегда такие, как я сейчас. Немного мёртвые, зато очень проницательные. Я даже побаиваюсь того момента, когда меня прорвёт наконец и я стану прежней. Для этого, видимо, придётся влюбиться. Надеюсь, наблюдательность задержится хоть в дальнем углу моей души и будет оттуда стрелять глазками, а когда мне опять захочется болтать с кем-нибудь до рассвета, я больше никогда и ничего не упущу

— Ты знаешь анекдот про скорпиона и лягушку? Про то, как лягушка соглашается перевезти скорпиона через реку, взяв с него обещание не жалить ее?
— Ну да. На середине реки скорпион жалит-таки лягушку, и когда она спрашивает, зачем он это сделал, — ведь теперь они оба погибнут, — он отвечает, пожав плечами: «Уж такое я дерьмо. Против собственной природы не попрешь»



Грегори Дэвид Робертс, «Шантарам»





вторник, 12 января 2016 г.

снегопад


Подставь ладонь под снегопад,
Под искры, под кристаллы.
Они мгновенно закипят,
Как плавкие металлы.


Они растают, потекут
По линиям руки.
И станут линии руки
Изгибами реки.


Другие линии руки
Пролягут, как границы,
И я увижу городки,
Дороги и столицы.


Моя рука как материк:
Он прочен, изначален.
И кто-нибудь на нем велик,
А кто-нибудь печален.


А кто-нибудь идет домой,
А кто-то едет в гости.
А кто-то, как всегда зимой,
Снег собирает в горсти.


Как ты просторен и широк,
Мирок на пятерне.
Я для тебя, наверно, бог,
И ты послушен мне.


Я берегу твоих людей,
Храню твою удачу.
И малый мир руки моей
Я в рукавичку прячу.


Давид Самойлов